В Доме ребенка №1 проводится оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам и организован образовательный процесс с детьми, имеющими психологические и физиологические особенности развития.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется педагогическими работниками: воспитателями дошкольного образования, учителями-дефектологами, музыкальным руководителем.
Деятельность педагогических работников дома ребенка направлена на решение задач по созданию условий для освоения образовательных программ и оказания коррекционно-педагогической помощи детям, воспитание детей, обеспечение физического, социально-нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития, психологического благополучия.
Каждый взрослый, который работает с ребенком, сопровождает его весь период пребывания в учреждении, становясь ему наиболее близким человеком, создавая ему чувство защищенности и любви. Для каждого ребенка корректирующие мероприятия подбираются индивидуально – медицинская, педагогическая, логопедическая, психологическая деятельности взаимосвязаны, скорректированы на определенные проблемы конкретного ребенка.
Педагогическими работниками проводятся индивидуальные и групповые игры-занятия с детьми, направленные на стимуляцию общения и организацию взаимодействия. Ведется систематическая и целенаправленная работа по формированию отношения к окружающему миру, развитию волевых устремлений у детей. Особое внимание уделяется согласованности действий медицинского и педагогического персонала, соблюдению общего подхода к ребенку в группе.
Для детей с тяжелой и сочетанной патологией, в клинической картине которых выделяются нарушения движения, эмоционально-волевой сферы, поведения, приоритетным направлением воспитательной и коррекционно-развивающей работы является формирование коммуникативных навыков, общение ребенка со взрослыми в процессе их совместной деятельности.
Кроме традиционных развивающих занятий эффективными в работе с детьми в доме ребенка являются такие формы работы, как игротерапия, сказко-терапия, ИЗО-терапия.
Коррекционно-педагогическая работа в доме ребенка проводится по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
При проведении занятий с детьми используются следующие виды деятельности:
- игровая, включающая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др.;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- самообслуживание;
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- двигательная (овладение основными движениями) - различные формы активности.
В учреждении создана среда, дружественная детям: правильно организованы помещения групп, спален, гардеробных, игровых комнат, сенсорной комнаты, красочно оформлены стены холлов, коридоров и др. В группах имеется свободное пространство для движений и игр. В кабинетах учителей-дефектологов имеется оснащение, соответствующее требованиям, и создана развивающая образовательная среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.