В дом ребенка поступают дети в возрасте от нуля до трех лет. Это дети из социально-неблагоприятных семей или оставшихся без попечительства родителей. Дети, в основном ослабленные, имеют отклонения в умственном и физическом развитии, они тяжелее обучаются и медленнее развиваются –часто возникает задержка сроков возникновения и качественное своеобразие всех видов детской деятельности и психологических новообразований. Нарушены и поведенческие реакции, дети, как правило, легко возбудимы, беспокойны.
Отсутствие материнской заботы у всех воспитанников домов ребенка усложняет процесс воспитательных и реабилитационных мероприятий, а также заставляет создавать новые организационные формы работы учреждения, позволяющие приблизить условия пребывание детей к семейному окружению.
Основным принципом нашей педагогической деятельности является создание условий, приближенных к домашним. Каждый взрослый, который работает с ребенком, сопровождает его весь период пребывания в учреждении, становясь ему наиболее близким человеком, создавая ему чувство защищенности и любви.
С первых месяцев жизни ребенок включен в образовательный процесс в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями - состоянием здоровья, уровнем развития ребенка, его психическими особенностями. Для каждого ребенка корректирующие мероприятия подбираются индивидуально – медицинская, педагогическая, логопедическая, психологическая деятельность взаимосвязана, скорректирована на определенные проблемы определенного ребенка.
Коррекционно-развивающее сопровождение воспитанников реализуется в планировании и проведении коррекционно-развивающих занятий и реабилитационных мероприятий.
При поступлении ребенка проводится диагностика для выявления направлений работы. В целях решения поставленных задач этого этапа эффективно проводятся индивидуальные и групповые игры-занятия, направленные на стимуляцию общения и организацию взаимодействия. Ведется систематическая и целенаправленная работа по формированию отношений к окружающему миру, развитию волевых устремлений у детей. Особое внимание уделяется согласованности действиям медико-педагогического персонала, соблюдения общего подхода к ребенку в группе.
Для детей с тяжелой и сочетанной патологией, в клинической картине которых выделяются нарушения движения, эмоционально-волевой сферы, поведения, приоритетным направлением воспитательной и коррекционно-развивающей работы является формирование общения, в частности, формирование коммуникативных навыков и общения ребенка с взрослыми в процессе их совместной деятельности.
Кроме традиционных воспитательских занятий эффективными в работе с детьми в доме ребенка являются такие формы работы, как игротерапия, ИЗО-терапия.
Именно они позволяют включить детей в ситуации, отрабатывающие четкость сенсомоторных эталонов и требующие волевого усилия для достижения результата. Данные формы работы опираются, прежде всего, на эмоционально-волевую сферу, выполняющую роль регулятора поведения ребенка на основе отражения значимости различных ситуаций для его жизнедеятельности.
Особое место в работе с детьми, находящимися в условиях дома ребенка, отводится использованию элементов ИЗО-терапевтических технологий в режимных моментах, которые позволяют достаточно эффективно скоррегировать целый ряд проблем:
- трудности эмоционального общения;
- стресс и депрессию;
- импульсивность эмоциональных реакций;
- эмоциональную депривацию ребенка;
- искаженность формирования «Я-концепции» и пр.
В учреждении разработана образовательная программа, включающая пять образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программой предусмотрены следующие виды детской деятельности:
- игровая, включающая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др.;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- самообслуживание;
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- двигательная (овладение основными движениями) - различные формы активности.
Но первоочередными ведущими направлениями в работе всего персонала дома ребенка являются:
- создание условий для успешной адаптации, эмоционального благополучия, максимальное нивелирование проявлений психической депривации;
- педагогическая реабилитация с первых дней поступления детей в учреждение;
- своевременная диагностика и контроль за развитием ребенка.
Для решения задач по социальной адаптации детей в доме ребёнка создана оптимальная предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию и обеспечивающая комплексное развитие воспитанников.